Айвыхак
Айвыхак (1914 — 1947) родился и жил в старинном эскимосском селении Чаплино. Это был один из талантливых знатоков устного повествовательного и песенного творчества азиатских эскимосов. Слепой от рождения, в раннем детстве лишившийся родителей, Айвыхак, поочередно воспитывался в чужих семьях. В голодные годы, когда морской зверь не подходил близко к берегам Чаплинского мыса и охотники не могли обеспечить свои семьи мясом и жиром, Айвыхаку часто приходилось переходить от одной яранги в другую. Но односельчане не оставляли сироту и делились с ним тем, что можно было употребить в пищу. В годы изобилия, когда вблизи Уназика появилось множество нерп, моржей и китов Айвыхак надолго оставался жить в семьях удачливых охотников. С раннего детства он полюбил сказки, песни и традиционные обрядовые празднества односельчан в длинные зимние вечера. Он охотно посещал эти вечера, запоминал сказки и рассказы охотников и гостей из других береговых поселков и из стойбищ чукчей-оленеводов.
Захватывающее детское воображение, охотничьи рассказы и сказки, песни и заговоры шаманов, вольным или невольным слушателям которых он постоянно был, прочно закреплялись в памяти и служили стимулом для его творческой фантазии, песенных импровизаций, художественного обогащения произведений устного творчества сородичей-эскимосов и иноплеменных соседей-чукчей.
Айвыхак был человеком умным, веселым и добросердечным. Рассказывал он увлеченно, с верой в события, которые развертывались в повествовании.
Рассказывая сказку, он в лицах изображал каждый персонаж, его повадки и привычки, сопровождая речь жестами, интонацией, пением вставных куплетов. При общении с ним казалось, что он ощущал окружающий его мир во всем его многообразии форм, явлений, пространства и времени.
Е.С. Рубцова 1941 году записала от Айвыхака около 50 текстов, большая часть которых была издана в 1954 году (Материалы по языку и фольклору эскимосов. Чаплинский диалект. М. -Л.). В 1940−41гг. Г.А. Меновщиков записал со слов Айвыхака около 30 текстов различных сказочных жанров, среди них несколько сказок для детей: «Птичка и девушка», «Мышка», «Мальчик и медведь», «Кикмирасик», «Брат и сестра», «Две девочки», «Укаманам».
Незаурядный талант знатока устного творчества эскимосов, которым обладал Айвыхак, дает основание называть его не просто рассказчиком, а сказителем, творчество которого было смыслом его жизни.
***
Так было. Жил бездетный человек с женой и племянником. Был он многооленным. Однажды этот человек племяннику сказал: — Иди и паси оленей!
Племянник пошел к оленям. Этого юношу звали Кикмирасик. Пришел Кикмирасик в стадо и стал пасти оленей. С наступлением ночи пошел домой. Когда он пришел дядя, спросил его: — Зачем пришел?
Мальчик ответил: — Пришел я потому, что проголодался.
Дядя его закричал: — Не будешь ты есть сейчас, уходи в стадо!
Что же, Кикмирасик вышел и пошел снова к оленям. Когда он подошел к стаду, то увидел, что олени разбрелись в разные стороны. Собрал Кикмирасик оленей и стал около них. И снова наступила ночь, и опять Кикмирасик пошел домой. Когда пришел, дядя спросил его: — Зачем ты пришел?
Племянник ответил: — Пришел я потому, что уж терпения моего больше нет — так я голоден!
Дядя снова сказал ему: — Не будешь ты есть, иди оленей стереги!
Но жена дяди тайком наполнила мясом мешочек и передала его Кикмирасику.
Вышел Кикмирасик и пошел в стадо. Когда пришел к оленям, сел и стал есть. После еды вошел в середину оленьего стада и уснул там. Проснулся он утром и почувствовал, что очень замерз. Встал Кикмирасик и принялся бегать. Когда он согрелся, принялся доедать вчерашние остатки пищи. Поел, встал и пошел домой. Придя, вошел в сени яранги. В это время из полога высунулся дядя и спросил: — Зачем пришел?
Кикмирасик ответил: — Голоден я, поэтому и пришел.
Дядя снова сказал ему: — Не будешь ты есть, иди оленей стереги!
Юноша вышел, ушел в стадо и опять стерег оленей. Когда он находился там, к нему пришла жена дяди и спросила: — Голоден ты?
Кикмирасик ответил: — Голоден, но чем же мне питаться? Мой дядя не дает мне есть.
Женщина ответила: — Вот я принесла тебе пищу!
Кикмирасик ответил: — О, спасибо! С наслаждением поем сейчас я!
После этого женщина ушла домой.
Когда она вошла, муж спросил ее: — Откуда пришла?
Жена ответила: — Была я около стада.
Муж снова спросил её: — Что ты там делала?
Жена ответила: — Просто прогулялась я туда.
Женщина замолчала. Муж сказал ей: — Ну, давай будем есть!
Жена подала ему деревянное блюдо с мясом, и они стали есть вдвоем. После ужина расстелили оленьи постели и легли спать.
В это время Кикмирасик улегся посреди стада. Когда проснулся утром, увидел, что всё стадо попадало. Оказывается, это волки перерезали всех оленей. Здесь же около стада стояли три волка. Кикмирасик сказал: — Если приду теперь домой, убьёт меня дядя!
Один волк, сняв свой капюшон, сказал: — Мы убили все стадо оленей, — если пойдешь к своему дяде, скажи ему: «Волки убили все стадо». Как скажешь, тотчас беги к нам. Когда вернёшься, мы уведём тебя подальше.
Волк замолчал. После этого Кикмирасик пошел домой. Придя, вошел в сени яранги. Из полога высунулся дядя и спросил: — Кто там?
Племянник ответил: — Это я! — Кто ты? — Кикмирасик.
Дядя снова спросил: — Зачем ты пришел?
Племянник ответил: — Волки убили всех оленей. Даже одного не оставили.
Дядя сказал: — Выйду сейчас и тебя тоже убью!
И Кикмирасик убежал к волкам. Когда он пришел волки посадили его на спину и убежали с ним подальше от того места.
Дядя вышел из яранги и принялся по следу догонять племянника. Когда он пришел к оленьему стаду, то потерял человеческий след, а увидел только волчьи следы. Тут дядя сказал: — А вдруг Кикмирасика съели волки?
Замолчал. Пошел домой. Когда пришел, жене своей стал рассказывать: — Наверное, Кикмирасика съели волки. Когда я вышел из дому, то до самого стада меня вели человеческие следы. Но когда я пришел к стаду, то следы эти потерял. И я подумал, уж не съели ли Кикмирасика волки.
Мужчина снова умолк.
Кикмирасика тем временем уводили волки. Далеко уже увели от яранги и тогда остановились. На остановке волки сказали: — Иди вот в ту сторону по этим следам. На пути ты увидишь большое озеро. Огромное озеро. На нем не упади, хотя скользко тебе будет. Если поскользнешься, то превратишься в щенка.
Волки замолчали. Кикмирасик пошёл по следам. Шёл долго. Шёл, шёл и подошёл к большому озеру. Здесь он пошёл потихоньку по берегу озера. И что же — по пути поскользнулся и упал вниз животом. И тотчас же
превратился в щенка. После этого побежал снова. Бежал, бежал, впереди большое селение увидел. Подбежал щенок к самой первой яранге и сел около неё отдыхать. Когда сел стал прислушиваться. Женщина говорила дочери: — Воды у нас нет, сходи за водой! — Ага, сейчас я схожу за водой.
После этого девушка взяла ведро. Взяв ведро, вышла и собралась пойти к колодцу. Но здесь увидела щенка. Он лежал около яранги. Девушка покликала его: — Кыры, Кыры, Кыры!
Щенок подошел к ней. Девушка поставила ведро возле яранги, затем вошла в полог и сказала родителям: — Только что я видела щенка, лежит он около нашей яранги. Когда я его позвала, он подошел ко мне.
Отец сказал ей: — Принеси его сюда и накорми. Возможно, у него есть хозяин и он будет его искать.
Девушка вышла, взяла щенка и внесла его в ярангу. Накормила щенка и привязала его к серединному столбу яранги. После этого взяла ведро, пошла за водою. Пришла к колодцу, наполнила ведро водой и пошла домой. Когда пришла домой, отец сказал ей: — Как покончишь с работой, будем ужинать.
Вечером девушка подала наполненное мясом блюдо, и они стали есть. Покончив с едой, вошли в зимний полог, приготовили постели и легли спать. Утром, когда проснулись и позавтракали, девушка вышла и стала кормить щенка. Накормила, отвязала и вывела его на улицу. Щенок тотчас побежал обратно по своему следу.
Так бежал, бежал и на дороге увидел волков. Оказалось, что волки находились на старом месте. Щенок направился прямо к волкам, а когда подошел близко, они спросили его: — Пришёл? — Да, пришёл. — Ну, как ты поживаешь у своего хозяина?
Кикмирасик ответил: — Живу я очень хорошо, и так же хорошо ем.
И ещё щенок сказал: — Вот об этом я и пришёл вам сказать. Сейчас я пойду к своему хозяину.
Щенок повернулся и побежал обратно. Бежал, бежал и снова прибежал к хозяину. Девушка была очень рада его возвращению. Она ввела его в коридор, а затем в полог. Хорошо жилось здесь щенку.
Однажды вечером хозяин сказал своей жене: — Завтра мы устраиваем праздник приза. Пригласим на него всех наших соседей.
Жена отозвалась. После этого поели, хозяйка приготовила постели, и все улеглись спать.
Утром рано проснулись и стали завтракать. После завтрака человек сказал своей жене: — Иди и пригласи сюда всех наших соседей. Пусть придут сюда посостязаться в беге.
Женщина позвала всех своих соседей. Собралось много народу. Хозяин вышел на улицу и установил призовой столб. Здесь же он развел костёр. Покончив с приготовлениями, обратился к народу: — А ну, теперь бегите!
И вот побежали. Девушка тоже последовала за ними. Девушка оказалась быстрее всех мужчин. Сзади бежал щенок. Бежал он быстро и вскоре обогнал всех людей. Всех быстрее подбежал к горе. А когда прибежал к горе, снял с себя собачью шкуру и снова превратился в человека. После этого медленно обошёл гору, и тут к нему подбежала девушка. Приблизившись, она спросила юношу: — Откуда ты пришел?
Кикмирасик ответил: — Сегодня же я бежал вместе со всеми!
Девушка сказала: — Я не видела тебя. Кто ты? — Кикмирасик.
Девушка снова спросила: — Когда же ты пришёл?
Кикмирасик ответил: — Я жил у вас, и ты меня кормила.
Тут девушка догадалась и спросила его: — Ты был щенком? — Да, я бывший щенок.
Девушка предложила: — Если желаешь, мы побежим с тобой обратно. Если же ты окажешься быстрее меня, то будешь моим женихом!
Кикмирасик ответил: — Что же, я этого не боюсь, я хочу жениться, побежим!
После этого они вдвоем побежали обратно прямо домой. И Кикмирасик обогнал девушку. А девушка вслед ему кричит: — Эй, обожди меня!
Приостановился Кикмирасик, и девушка подошла к нему. Кикмирасик посадил девушку к себе на шею и быстро побежал к дому. Когда они прибежали, девушка сказала ему: — Что же, теперь ты будешь моим женихом!
Вскоре Кикмирасик женился на этой девушке, и они хорошо жили.
Конец.
Жили-были муж и жена, и были у них две дочери. Хозяин удачно охотился на китов. Так вот и жили. Однажды девочки пошли в тундру собирать ягоды. Там сели есть, а затем старшая сказала: — Во что бы это мне превратиться? Превратиться бы мне в лахтачью шкуру!
И действительно девочка в лахтачью шкуру превратилась.
Вторая тоже сказала: — Во что бы это мне превратиться? Превратиться бы мне в лахтачий ремень!
И младшая девочка в лахтачий ремень превратилась. Так здесь и остались.
Однажды пришел в тундру человек и нашел там лахтачью шкуру и лахтачий ремень. Человек этот очень обрадовался: — О-о, удача, шкуру нашел я, ремень нашел я!
Принёс он лахтачью шкуру и ремень домой и сказал жене: — Нашёл я!
Жена спросила: — Что нашёл? — Лахтачью шкуру и ремень.
Женщина сказала: — Вот спасибо, вот хорошо, наделаем мы из шкуры подошв для себя. Ремень пригодится тебе для охоты.
Женщина замолчала. Человек положил ремень и шкуру на верх полога и зашел в полог. После этого женщина принялась кормить мужа. В это время в коридоре кто-то застучал: — Кто? — Это я! — Кто ты? — Я! — Что надо тебе? — Ничего! Не нашли ли вы моих детей? — Нет! — Ни во что не превратились они? — Не знаем!
Вдруг старшая сестра закричала: — Здесь я, на верху полога! Я превратилась в лахтачью шкуру, а сестра — в ремень. Возьми и отнеси нас. Здесь мы находимся, на верху полога.
Взял человек лахтачью шкуру и ремень и понес домой. Пришел и внес их в полог. Затем он стал есть, и в это время лахтачья шкура и ремень снова в людей превратились.
Все. Конец.
***
Женитьба сироты
Так, говорят, было. Жили в одном месте пять братьев. Богатые были. Оленей много имели. По соседству мальчик-сирота со своей бабушкой жил. Землянка у них очень маленькая, тесная и грязная. Одежда очень плохая. Еды своей у мальчика с бабушкой не было, у соседей побирались. Мальчик даже на улице редко появлялся, на теле у него короста была.
Однажды подумал сирота и говорит бабушке:
— А ну, пойди в первую ярангу пяти братьев!
Бабушка спросила:
— Что тебе у них надо?
Ответил сирота:
— Дочь их в жены хочу взять!
Согласилась старушка. Вышла. В первую ярангу пошла. Входит, хозяин ее спрашивает:
— Зачем пожаловала? Голодные вы, наверное, с внуком?
Старушка отвечает:
— Да нет же! Внучек послал меня, чтобы вы дочку свою за него выдали.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож. Мизинец ей отрежу за такие слова!
Подала жена хозяину нож, отрезал он у старушки мизинец. Заплакала старушка от боли и обиды и пошла в свою землянку. Вошла, внук спрашивает:
— Ну, как дела?
Отвечает старушка:
— Не отдали они своей дочки, а мне мизинец отрезали.
Внук сказал:
— Теперь иди в ярангу второго брата, его дочь посватай!
Старушка сказала:
— Не пойду! Снова они мне боль причинят!
Настоял внук на своем. Согласилась старушка, пошла. Во вторую ярангу пришла. К переднему столбу прислонилась. Хозяин поздоровался с ней и спросил:
— Зачем пришла?
Старушка ответила:
— Внук мой послал вашу дочь посватать.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож! Безымянный палец отрежу ей за такие слова!
Подала жена хозяину нож, и отрезал он у старушки безымянный палец. Заплакала старушка от боли и обиды и пошла в свою землянку. Вошла, внук и спрашивает:
— Ну, как дела?
Отвечает старушка:
— Вот и безымянный палец отрезали!
Внук сказал:
— Теперь иди в ярангу третьего брата, его дочь посватай!
Старушка сказала:
— Ой, не пойду! Ведь только три пальца у меня иа руке осталось. Опять ведь палец отрежут!
Настоял внук на своем. Согласилась старушка и пошла. В третью ярангу вошла. К переднему столбу прислонилась, хозяин поздоровался и спросил:
— Зачем пришла?
Старушка ответила:
— Внук мой послал вашу дочь посватать.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож! Средний палец ей отрежу за такие слова!
Подала жена хозяину нож, отрезал он у старушки средний палец. Заплакала старушка от боли и обиды и отправилась в свою землянку. Вошла, внук снова спрашивает:
— Ну, как дела?
Отвечает старушка:
— Теперь уж и средний палец отрезали!
Внук сказал:
— А теперь иди в ярангу четвертого брата, его дочь посватай!
Старушка сказала:
— Нет, не пойду! Только два пальца у меня на руке осталось, так теперь и четвертый отрежут!
Настоял внук на своем. Согласилась старушка и пошла. В четвертую ярангу вошла. К переднему столбу прислонилась. Хозяин поздоровался и спросил:
— Зачем пришла?
Старушка ответила:
— Внук мой послал вашу дочь посватать.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож! Отрежу ей указательный палец за такие слова!
Подала жена хозяину нож, отрезал он у старушки указательный палец. Заплакала старушка от боли и обиды и отправилась в свою землянку. Вошла, внук спрашивает ее:
— Ну, как дела?
Старушка ответила:
— Теперь и указательный палец отрезали!
Внук сказал:
— А теперь иди в ярангу пятого брата, его дочь посватай!
Старушка сказала:
— Теперь уж совсем без пальцев на одной руке останусь. Ведь и большой палец отрежут!
Внук и теперь настоял на своем. Пошла старушка. В пятую ярангу вошла. К переднему столбу прислонилась. Хозяин поздоровался и спросил:
— Ну, старушка, что скажешь?
Старушка ответила:
— Внук мой послал вашу дочь посватать.
Хозяин сказал:
— Ну что ж, пусть женится!
Затем отец дочери сказал:
— А ну, доченька, иди следом за своей свекровью!
Не возражала девушка отцу. Оделась и со свекровью пошла.
Приходят. Увидела девушка маленькую землянку, тесную, старую. Грязно в ней и сыростью пахнет. Девушка от брезгливости даже капюшон кухлянки не сняла. Наступила ночь. Поели и спать легли. Только старушка не
спала. Когда молодые люди крепко заснули, поднялась она и стала ногами стены землянки раздвигать. Раздвинулись стены, стала землянка большой и высокой. Взяла старушка большой таз, водой наполнила, внука разбудила. Встал внук. Посадила она его в таз и принялась все тело обмывать. Вышел внук из таза. Ого! Какой красивый мужчина стал! На руках его сильные мускулы.
Оделась старушка и вышла. Нарезала дерна, собрала его и в сени землянки принесла. Тут она стала на дерн дуть, и превратился он в куски мяса разных зверей. Снова старушка вышла. Пошла на морской берег, охапку
мелкой морской травы набрала. Затем эту морскую траву в землянку внесла, в сенях повесила и стала дуть на нее. Превратилась морская трава в меха разных пушных зверей. В третий раз старушка вышла. Собрала в сумку много белых камней. Внесла в кладовую, стала дуть на них. И превратились белые камни в куски сала разных зверей. После этого старушка в полог вошла, стала будить девушку:
— Сноха, вставай, корми нас!
Проснулась сноха, сняла капюшон и осмотрелась вокруг. Видит — новый полог в просторной землянке, рядом с нею лежит уже не грязный мальчик с коростой на теле, а статный мужчина. Улыбнулась девушка мужчине, глаз не может отвести от него. Стала она еду готовить. Полное блюдо мяса и сала нарезала. Сели есть. Девушка куски мяса подбрасывает, а юноша ловит их ртом и ест. Когда кончили есть, бабушка сказала им:
— Теперь одевайтесь! Я для вас одежду приготовила.
Вышла старушка в сени. Внесла из сеней нерпичий мешок и вынула из него одежду, женскую и мужскую, совсем новую.
Надела девушка меховой комбинезон, по вороту и рукавам росомашьим мехом отделанный. Юноша красивую кухлянку с черным воротником надел и красные меховые брюки с росомашьей отделкой внизу. Встали они рядом, как будто ветром очищенные. Потом вышли из землянки и стали гулять поблизости. Вернулись в землянку. А тут и время обедать настало. Снова поели. Говорит внук бабушке:
— А теперь теще моей надо гостинец отнести — еды разной и мехов! Вместе с женой поеду!
Стал юноша гостинцы готовить. Вышел в сени. Нарубил разного мяса и сала. Все это в таз положил. Затем жене сказал:
— Ты за этим тазом смотри, а я на улицу выйду!
Взял юноша нож, вышел на улицу и смастерил снежную нарту. Сиденье со спинкой тоже из снега сделал. Копылья острые из дерева по бокам воткнул. Кончил нарту, стал изо всех сил дуть. Снежная нарта в настоящую
превратилась. Концы от копыльев острыми ножами сделались. Вынес наполненный едой таз, на нарту поставил. Куском моржовой шкуры накрыл и привязал. Затем жену позвал. Взяла она деревянный молоток и вышла. Села на нарту, на спинку облокотилась. Юноша к нарте ремень привязал и потянул за него. Так и поехали. Девушка сидит на нарте и песню поет.
Выбежали девушки из четырех яранг, стали за спинку нарты хвататься. Стала молодая жена молоточком по рукам девушек ударять. Возвращала им боль бабушки своего мужа. Бьет девушек по пальцам, а сама смеется. Вот нарта к яранге отца подъехала. Девушка с нарты поднялась, в ярангу вошла. Из яранги отец ее вышел. Отвязал покрышку на нарте, увидел полный таз мяса и сала от разных зверей. Вдвоем с зятем высыпали еду из таза. Стало еды в несколько раз больше. Внес мясо и сало зять в сени. Затем нарту на вешала подняли и в ярангу пошли. Хозяин жене сказал:
— Вот сколько вкусной еды наш зять привез! Сейчас угощаться будем.
Женщины еду приготовили. Стали все есть. Потом юноша с молодой женой к бабушке вернулся. Стали они жить в полном достатке. Все.
Младший сын.
Жил кочевник с четырьмя сыновьями, а дочь была пятой. Сыновья и дочь — все взрослые. Много диких оленей добывали сыновья. Однажды старший сын и говорит отцу:
— Нашли мы в тундре дохлого волка, но не взяли его. Какая польза от дохлого волка!
Отец говорит:
— Почему вы не принесли его? Волчья шкура на опушку кухлянки годится. В другой раз обязательно несите дохлого волка домой.
Принесли в другой раз сыновья волчью шкуру. Высохла шкура, и приказал отец дочери сшить старшему сыну кухлянку с опушкой из волчьей шкуры. Сшила сестра старшему брату кухлянку с опушкой из волчьей шкуры. Надел он утром эту кухлянку, потекла у него из носа кровь, и к вечеру он умер.
На следующий день второй брат кухлянку с опушкой из волчьей шкуры надел. Потекла и у него из носа кровь, и он к вечеру умер. То же случилось и с третьим братом. Остался у оленевода один младший сын.
Понял отец, отчего дети умирали, и запретил дочери шить младшему сыну одежду с опушкой из волчьей шкуры. Остатки волчьей шкуры на столб повесили. Не велел отец младшему сыну пасти оленей, а приказал дома сидеть. Вот и сидят брат с сестрой все время дома.
Однажды отец вернулся из стада очень сердитый: оказывается, волки много оленей порезали. Вот и говорит отец сыну:
— Долго ты еще будешь сидеть дома? Я один тружусь, а ты ничего не делаешь! Не будешь ты больше жить со мной, уходи сейчас же куда хочешь! Хоть под землю провались, хоть в поднебесье лети. А еще лучше — сделай себе опушку из волчьей шкуры.
Как сказал отец такие слова, очень обиделся сын и говорит сестре:
— Сшей мне белую кухлянку, а опушку из волчьей шкуры сделай.
Испугалась сестра, опечалилась и стала шить ему белую кухлянку с опушкой из волчьей шкуры. Шьет, а сама плачет. Сшила кухлянку, а юноша тем временем палку себе со звонком сделал. Решил отец в ту ночь дома ночевать. Уснул отец, а юноша, напевая, одеваться стал. Оделся и с палкой из яранги вышел. Проснулся отец, а сына нет. Испугался, выскочил из яранги и побежал за сыном. Совсем было сына догнал — упал сын на землю и исчез — как провалился! Пошел отец домой, обернулся и снова увидел сына. Быстро-быстро побежал к нему. Стал нагонять, а сын оторвался от земли и взлетел в воздух. Кричит ему отец:
— Куда же ты, сын? Вернись домой! На кого ты меня покидаешь?
Отвечает ему сын:
— Нет, не вернусь я к тебе. Ты меня упрекнул, что я ничего не делаю, а ведь сам же оставлял меня дома, не пускал в стадо. Вот ты мне смерти пожелал или в поднебесье улететь. Я и улетел.
Горько заплакал отец и пошел домой. А юноша долго-долго шел по взгорью. Дошел наконец до маленькой яранги. Спросил хозяин яранги, куда идет юноша. Тот ответил:
— Ищу я хорошее селение, где бы люди счастливо жили.
Говорит человек:
— Дойдешь через некоторое время до того селения. Только сначала дойдешь до большого села. А там плохие люди живут, так что вряд ли ты живым из него выберешься.
Переночевал юноша у этого человека и отправился дальше. Долго шел. Холм обогнул, видит: человек рыбу удит. Подошел, остановился за спиной этого человека, стал смотреть, как тот удит. А тот дернул удочку и ребеночка из проруби вытащил. Сначала шевелился ребеночек, но скоро замерз. Когда он замерз, отломил рыбак у него ручку и съел. Тут юноша тряхнул своей палкой, звонок и звякнул. Обернулся рыбак и видит — юноша в белой одежде. Говорит рыбак юноше:
— Откуда ты взялся, прекрасный юноша? Пойду я поскорее домой, скажу, чтобы приготовились встретить тебя. А ты пока добычу мою посторожи.
Ушел человек, а юноша следом за ним отправился. Дошел тот человек до землянки, поднялся к отдушине и крикнул:
— Шкуру для свежевания расстелите. Там ко мне хорошая еда сама пришла. Сейчас приведу!
Услышал юноша эти слова, прижался к земле, боится, что недобрый человек увидит его. Тот не увидел, на берег пошел. Подходит к проруби — никого нет. Пошел к другим ловцам и говорит:
— Удивительное дело! Только что хорошая еда сама пришла. А пока я ходил домой сказать, чтобы все к свежеванию приготовили, убежала куда-то без спросу.
Отвечают ему ловцы:
— А почему ты отдельно от всех рыбу ловишь? Вот и прозевал еду, которая сама пришла.
А юноша тем временем до большого селения дошел. Там напротив большой землянки три девушки и один юноша играют в мяч. Подошел к ним пришелец. Юноша, игравший в мяч, был очень красив и очень быстро бегал. Увидели играющие пришельца, и юноша сказал ему:
— Откуда ты пришел? Будь моим гостем. Пойдем ко мне в дом, я покормлю тебя.
Вошли в большую землянку. Там старик и старуха сидят. Обрадовались старики, спрашивают:
— Прекрасный юноша, откуда ты пришел? Вот был бы ты нашим сыном!
Рассказал юноша им, откуда пришел. Старик и говорит:
— Живи у нас. Вот перед тобою три наши дочери. Если хочешь жениться, выбирай любую из них.
Остался юноша жить у стариков. Женился на младшей дочери. Однажды старик говорит зятю:
— Если вдруг, когда будешь гулять, свист услышишь, не оборачивайся, а то плохо тебе будет.
Юноша любил прогуливаться. Вот раз услышал он свист, но не обернулся. Дальше пошел. Снова услышал свист. Обернулся и видит: вдалеке — маленькая землянка. Стоит у входа в землянку женщина. Увидела она юношу и улыбнулась ему ласково. А как вечер настал, пошел домой юноша. Только собрались ужинать, в натыке землянки послышался звон и чьи-то шаги. Старик и говорит зятю:
— Не послушался ты меня! Ведь говорил я тебе: не оборачивайся на свист. Теперь ты погиб!
Входит в землянку та самая женщина в красивой кухлянке; в руках у нее ведро и блюдо с едой. Женщина опять юноше ласково улыбнулась, и он в ответ улыбнулся.
Говорит ему женщина, протягивая блюдо:
— Ешь!
Юноша съел, что было на блюде, водой из ведра запил.
— Одевайся, сейчас домой пойдем, — говорит женщина.
Юноша верхние штаны старику бросил:
— Вот возьми, будешь носить!
Кухлянку верхнюю снял, бросил старухе:
— Вот тебе, будешь носить!
И пошел с той женщиной к маленькой землянке. А у наружного входа в землянку два больших белых медведя на цепях сидят. Подошли к ним юноша с женщиной, зарычали белые медведи, стали на юношу бросаться. Прикрыла женщина медведям глаза, юноша прошел. А у следующего входа на привязи два больших бурых медведя. Увидели юношу, зарычали, тоже стали на него бросаться. Женщина и этим медведям глаза прикрыла, и опять юноша мимо них прошел. Вошли. Женщина в этой землянке одна жила. Землянка высокая, отдушина на самом верху. Большие жирники горят тускло. Настала ночь, женщина с юношей вместе легли. Женщина своей кухлянкой укрылась. Юноша — своей и тотчас уснул.
В полночь проснулся юноша: сердцем опасность почуял. Открыл глаза и видит: вышла из-под жирника маленькая старушка, а в руках у нее огромный нож. Подходит она к юноше, нож точит, а сама зорко так на юношу глядит. Притворился юноша, будто только что проснулся, и повернулся на другой бок. Как стал он ворочаться, послышался звон, и крохотная женщина куда-то исчезла. Встал юноша, у спящей женщины косы отрезал. Передвинул ее осторожно на свое место и своей кухлянкой укрыл. Сам лег на ее место, приладил косы к своим волосам, ее кухлянкой укрылся. Снова притворился спящим.
Немного погодя опять вышла из-под жирника маленькая старушка с ножом в руках. Подходит к спящим, а сама нож точит. Подошла. Щупает женщину: «Вот, — говорит, — мой зять, ведь у него нет кос. И конечно, моя дочь велела ему укрыться его же кухлянкой». Потом к юноше подошла: «А это моя дочь, вот и косы ее, и кухлянка». Поднесла нож к горлу дочери и говорит опять: «Конечно, это мой зять, была бы дочь, были бы у нее косы». Еще раз головы спящих ощупала и снова поднесла нож к горлу бескосой женщины. Поднесла нож и перерезала горло своей дочери.
Тут юноша вскочил на ноги, отнял у крохотной женщины нож и зарезал ее, а тела бросил в сени бурым медведям.
Глянул на отдушину, видит: стала она сужаться. Подпрыгнул повыше и ухватился руками за край отдушины. Едва yспел вылезть через отдушину, как она совсем сжалась. Видит юноша: вместо землянки только маленький круглый холмик — ни выхода, ни отдушины. А тут и утро настало. Пошел юноша к большой землянке. Вбежал из сеней за полог. Очень обрадовались старики, закричали:
— Откуда ты взялся? Как тебе удалось спастись?
Отвечает юноша:
— Я там их обеих убил.
Оделся старик. Вышел, на свою землянку взобрался и громко так закричал:
— Зять мой людоедов убил. Теперь наши сыновья будут расти и никого не бояться.
Остался юноша в этом селении навсегда жить. Все.
Популярность: 26%